Пакт Рериха или Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан 15 апреля 1935 года.
Творцом и инициатором подписания этого документа был великий русский художник, мыслитель и общественный деятель Николай Константинович Рерих. Идея охраны культуры и ее памятников вынашивалась Рерихом с юности. Будучи не только художником, но и археологом, Рерих с конца XIX века путешествовал по России и делал зарисовки шедевров древней русской архитектуры. Он столкнулся с тем, о чем писал ещё в 1911 году: «По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. Ползет бескровный молчаливый погром, сметающий все, что было священного подлинного… Печально, когда умирает старина. Пришел некто «серый» и решил, что все завершенное временем не нужно, что он… знает лучше всех, как следует снять будто бы лишние покровы. И так понемногу, в тишине громится духовное богатство Руси». Стремления Рериха посвятить себя защите культуры одобряли В. Стасов, Л. Семенов-Тяньшаньский, А. Блок, Л. Андреев.
В 1915 году Николай Константинович обратился к Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу с предложением предпринять серьезные государственные меры по всенародной охране наших культурных сокровищ. Предложение было встречено с сочувствием, но шла Первая мировая война, и она не дала осуществить проект.
В поездках и экспедициях по трем континентам Рерих увидел всеобщий характер опасности, угрожающей исторической памяти, он увидел связь «тихих погромов» с «громкими погромами» в войнах, социальных и межнациональных противостояниях.
Богоборческий характер советской власти привел к массовому разрушению памятников культуры. Были снесены Спас на бору, Храм Христа Спасителя. Готовились взорвать Киево-Печерскую лавру. Русские эмигранты обращались к Рериху с просьбой защитить то, что дорого их сердцу. Рерих писал Сталину и просил его сберечь родную культуру.
Первая конференеция прошла в1929 году. Пакт поддержали Г.Уэллс, Р.Тагор, А.Эйнштейн и многие другие выдающиеся деятели культуры. Были и противники Пакта – Англия, давняя соперница России, и фашистская Германия. Спустя всего несколько лет Рерих напишет: «… правнуки Шиллера и Гете, оскверняющие могилу Толстого! Сколько же миллионов лет должна еще крутиться бедная Земля, чтобы изжилась двуногая дикость!?» Именно культуру уничтожали фашисты, чтобы убить душу порабощенных народов, лишив их прошлого.
Знаком Пакта Рериха является Знамя Мира – три пурпурных круга в пурпурном кольце на белом фоне. Символ – три круга – известен с глубокой древности. В философии это символ триединства, в христианстве - Троицы. Он встречается на иконах, встречается в орнаментах всех народов мира. Это – один из трех символов, пришедших в общественную жизнь из религии наряду с Красным Крестом и голубем Мира. Кольцо в Знамени символизирует вечность.
Почему такое название: Знамя Мира? Предлагалось, что в городах, насыщенных культурными ценностями, надо создавать демилитаризованные зоны, и тогда эти города уже нельзя обстреливать или бомбить, вводить в них войска.
Были и другие, не менее интересные, предложения. Например, оценивать достояние страны не размером золотого запаса, а запасом ее культурных ценностей. Нам сегодняшним, привыкшим измерять все в денежном эквиваленте, подобное предложение может показаться странным, нежизненным. Но если взглянем глубже, то увидим, что авторитет страны, ее известность в мире во многом определяется именно ее вкладом в мировую культуру. Да и сами предметы культуры на аукционах имеют не малую стоимость.
Идеи Пакта жизненно востребованы. Они легли в основу Гаагской Конвенции «Об охране культурных ценностей в случае вооруженного кнфликта» 1954 года и Парижской Конвенции «О защите всемирного культурного и природного наследия» 1972 года. Но и поныне Пакт Рериха остается непревзойденным документом в этой области. Во-первых, он предусматривает защиту не только материальных культурных ценностей, но также научных учреждений и самих носителей культуры. Во-вторых, защиту не только в в военное, но и в мирное время.
Актуальность Пакта не уменьшается со временем, а, напротив, растет. Движение Знамени Мира поныне актуально и продолжает жить несмотря на то, что сейчас в международной практике действует не Пакт Рериха, а совсем другие документы. Знамя Мира подымалось над величайшими горными вершинами Земли, побывало в космосе и в Антарктиде. С 1995 года оно находится в Государственной Думе по решению, принятому большинством депутатов.
Пожалуй, после Рериха новое слово в защите культуры удалось сказать только академику Д.С.Лихачеву, который выдвинул так называемую «Декларацию прав культуры». Сама мысль о том, что у культуры есть права, а у нас есть обязанности в отношении неё, является в высшей степени прогрессивной. Приведу его слова, которые мы можем считать напутствием для нас: «Мне неоднократно приходилось напоминать о том, что любое общество обречено на гибель, если разрушается его культура. Искусство, наука, нравственные ценности - неотъемлемые составляющие общечеловеческой культуры, их уничтожение толкает народ на путь одичания и деградации, подрывает сам смысл существования. Никакие экономические программы и политические изощрения не возымеют успеха, если будут опираться на невежественного, полудикого эгоистичного человека, лишенного духовных критериев и подлинных жизненных ценностей.”
С 27 июня по 8 июля в городском Клубе ветеранов (проспект Маркса, 56) с 12.00 до 19.00 ежедневно будет работать выставка «Пакт Рериха. История и современность» Торжественное открытие выставки состоится 30 июня в 18 часов.
И.Иванов, председатель Лиги защиты культуры г.Обнинска.
Источник: Гaзeтa Обнинск
27.06.2014 18:29